Учитель-дефектолог Лукьян Анастасия Кирилловна
ГРАФИК
работы учителя-дефектолога
пункта коррекционно-педагогической помощи
государственного учреждения образования «Гимназия № 1 имени Ф.М.Синичкина г.Слонима»
Лукьян Анастасии Кирилловны
на 2023/2024 учебный год
Понедельник: 11.40-17.00
Вторник: 11.00-16.35
Среда: 11.10-16.50
Четверг: 10.30-15.40
Пятница: 10.55-16.30
ГРАФИК
проведения консультаций
учителем-дефектологом Лукьян Анастасией Кирилловной
на 2023/2024 учебный год
Консультации для учителей – последний четверг месяца (12.20-12.40)
Консультирование родителей- первая среда месяца (16.30-16.50)
Памятки и рекомендации для родителей
Как закрепить правильное произношение звуков дома?
Участие родителей в речевом развитии ребёнка не должно быть разовым. Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребёнком – неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Поэтому очень важно сотрудничество родителя и логопеда.
Наконец, наступил долгожданный момент: ваш ребенок научился произносить трудный для него звук. Но родители часто бывают разочарованы тем, что, повторяя звук изолированно по просьбе взрослых или по собственной инициативе, ребёнок не произносит его в речи, которая остается практически без изменений. Это вполне закономерное явление, говорящее о том, что пришло время для важного этапа логопедической работы – автоматизации (закрепления) правильного произношения.
Планируя занятия дома, помните, что:
- Занятия должны быть систематическими, так как у ребёнка 5-8 лет навык формируется в результате постоянного повторения, закрепления желаемого действия; в противном случае автоматизация звука может затянуться на длительное время;
- Правильно выбирайте время для занятий — ребёнок не должен быть уставшим, недопустимо отрывать его от любимого занятия (игры, просмотра передачи), иначе у него ещё до начала занятия с вами сложится негативное отношение к нему;
- Старайтесь закончить игру до того, как ребёнок сам об этом попросит, это поможет поддержать его интерес; продолжительность занятия может составлять от 10 до 20-25 минут;
- Ваш ребёнок нуждается в похвале и поддержке, особенно если испытывает какие-то трудности; избегайте слов «Ты сказал неправильно», «Это неверный ответ», «Ты слушаешь невнимательно», лучшие варианты — «Давай подумаем вместе», «Я назову два (три) слова, а ты выбери подходящее», «Послушай ещё раз»;
- Главные помощники в общении с ребёнком – терпение, выдержка, доброжелательность; если вы никак не можете добиться от ребёнка желаемого ответа или действия, значит вы не сумели объяснить, чего вы хотите; инструкция должна быть простой, чёткой, короткой, содержать понятные ребёнку слова; желательно показать, как это делаете вы, прежде чем ребёнок вступит в игру сам; резкий тон, раздражение недопустимы, ребёнок должен чувствовать себя комфортно; не жалейте похвал, даже если успехи незначительны. Главное – поверить в свои силы: «Сегодня ты говорил лучше, чем вчера», «Молодец, ты очень старался!».
- Обязательно начинайте с простых, посильных для ребёнка заданий, а усложняйте постепенно. Не торопите его, дайте время подумать. Если ребёнок чего-то не знает, можно дать правильный ответ, но лучше, если вы ему предоставите выбор, например: «яблоко- это фрукт или овощ?»
- Введение поставленных звуков в самостоятельную речь ребёнка происходит по нарастающей сложности: от проговаривания звука в слогах, затем в словах, в предложениях и так до произнесения звука в самостоятельной речи. В процессе данной работы главное – это формирование речевого самоконтроля ребёнка за своей речью!
Автоматизация звука в слогах
Произнесение ребенком слогов и слоговых сочетаний — очень важный момент в автоматизации звука.
Последовательная смена серий слогов развивает переключаемость артикуляционного аппарата и способствует выработке правильных артикуляционных укладов. Произнесение слоговых сочетаний с одновременным движением пальцев рук способствует развитию мелкой моторики.
Например, «Открытые» слоги. Открытыми называются слоги типа «согласный+гласный».
ра-ро-ру
ро-ры-ру
«Закрытые» слоги. Закрытыми называются слоги типа «гласный+согласный»
ар-ор-ур
ер-ир-юр
Автоматизация звука в словах
На этом этапе все игры направлены на развитие умения различать звуки, анализировать и выделять их из состава слова, то есть определять место звука в слове (начало, середина, конец) (фонематический слух)
Игра «Волшебная палочка». В неё можно играть с мячом. Взрослый задаёт слово, ребёнок заменяет первый звук в этих словах на автоматизируемый.
Например на звук Ш:
Тапки-шапки
Жаль-шаль
Губы-шубы
«Назови ласково».
Для звука «Р»: рука —ручка, сестра — … , брат — … , игрушка — … , курица — … , рябина — … . берёза — … ;
для звука «Щ» — щенок — щеночек , щётка — … , вещь — … , плащ — … , угощенье — … и др.
Можно поиграть в игру «Слово – шаг», когда разрешается делать шаг, называя любое слово с нужным звуком. При этом ставится задача: дойти до конца ковра, до противоположной стены. В случае повторения одного и того же слова (нет звука или неправильное произношение) придётся вернуться на шаг назад.
Автоматизация звука в предложениях
Речевые игры на развитие творческих способностей могут быть для вас не менее интересны, чем для вашего ребенка.
Например, назвав два слова с заданным звуком, предложите объяснить, как они связаны между собой, например: ручка и карандаш, река и рак, весна и солнце и т.д.
Для этого нужно составить предложение, причем варианты могут быть самые разные.
«Ручка и карандаш нужны для письма. Это – письменные принадлежности (сходство).
Предложите ребёнку выучить небольшое стихотворение, чистоговорку. Это поможет закрепить звук, развить слуховую память, повысить интерес ребёнка к речевым упражнениям. Если произношение отдельных слов вызовет затруднение, проговорите их несколько раз медленно по слогам и не забудьте выяснить, правильно ли понял их значение малыш. Проговаривание должно быть осознанным.
КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ
- «Улыбочка»
Инструкция: Улыбнись так, чтобы были видны зубки. Удерживай в таком положении под счет от 1 до 5-10.
- «Трубочка»
Инструкция: Вытяни сомкнутые губы вперед «трубочкой». Удерживай в таком положении по счет от 1 до 5-10.
- «Улыбочка – Трубочка»
Инструкция: Выполняй чередование, удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд.
- «Загони мяч в ворота»
Инструкция: Вытяни губы вперёд трубочкой и длительно дуй на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.
- «Накажи непослушный язык»
Инструкция: Приоткрой рот, положи язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произнеси звук «пя — пя — пя».
- «Лопатка»
Инструкция. Улыбнись, приоткрой рот, положит широкий язык на нижнюю губу. Удерживай его в таком положении под счёт от 1 — 5, 5 — 10.
- «Почистим зубки»
Инструкция. Улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот и кончиком языка почисти нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
- «Вкусное варенье»
Инструкция. Слегка приоткрой рот и широким краем языка оближи нижнюю губу, делай языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
- «Чашечка»
Инструкция. Широко открывай рот, положи широкий язык на нижнюю губу, загибай края языка «чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы.
- «Качели»
Инструкция: Приоткрой рот. Язык ставим за верхние зубы и нижние, чередуй. Выполняем под счёт 1, 2, 3, 4….
- «Часики»
Инструкция: Приоткрой рот. Кончиком языка тянись к левому уголку рта и к правому. Выполняем под счёт 1, 2, 3, 4….
- «Маляр»
Инструкция: Открой рот. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних зубов до мягкого нёба.
- «Лошадка»
Инструкция. Улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот и пощелкай кончиком языка.
- «Грибочек»
Инструкция: Открой рот. Представь, что наш язык-это присоска и тебе нужно прикрепить его к нашему потолку (к нёбу) и держать под счет до 10.
- 1 «Барабан»
Инструкция: Улыбнись, открой рот и постучи кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук д: д — д — д. Сначала звук д произноси медленно. Постоянно убыстряя темп.
Что такое инклюзивное образование?
Инклюзивное образование старается разработать подход к образовательному процессу, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если обучение и воспитание станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).
Основные ценности и убеждения, присущие инклюзивному образованию, следующие:
Каждый имеет право на образование.
Все дети могут учиться.
Каждый может столкнуться с трудностями в обучении в определенных областях или в определенное время.
Каждый нуждается в помощи в процессе обучения.
Учителя не должны существовать сами по себе, они нуждаются в постоянной поддержке.
Различия естественны, ценны и обогащают общество.