Инклюзивное образование

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В БЕЛАРУСИ - Управление образования Гродненского Райисполкома

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ПОДДЕРЖКУ УЧЕНИКА С ОПФР:

 

Организовывать поддержку ученика с ОПФР следует:

  • Опираясь на сильные стороны ученика.
  • Избегая подчёркивания его промахов.
    • Показывая, что вы удовлетворены работой ученика.
    • Умело демонстрировать расположение и уважение к ученику.
    • Умело помогать ученику разбить большие задания на более мелкие, с которыми он может справиться.
    • Умело и конструктивно взаимодействовать с учеником
    • Принимая индивидуальность ученика.
    • Проявляя веру в ученика и эмпатию к нему.
    • Демонстрируя оптимизм.

 

ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ С ОПФР:
  • Создавайте в классе и в школе благоприятный психологический климат;
    • Воздействуйте на ребёнка в соответствии с принципами лечебной педагогики;
    • Не раздражайтесь, будьте терпеливы и настойчивы;
    • Помните: максимум поощрения, минимум наказания;
    • Требуя, учитывайте реальные возможности ребёнка;
    • Каждому ребёнку – индивидуальный подход, индивидуально дозируй темпы и объём работы;
    • Учитывайте «зону ближайшего развития», постепенно увеличивай и усложняй нагрузку;
    • Учите ребёнка посильным приёмам регуляции поведения;
    • Утверждайте позицию ребёнка в коллективе, веру в свои силы;
    • Строго следуйте режиму дня, недели, предупреждайте переутомление;
    • Соблюдайте все гигиенические требования к уроку, организации жизни детей в школе;
  • Начиная работу в классе, где обучаются дети с ОПФР, прежде всего, необходимо:
    • Выделить этих учащихся для себя, т.к. в обычную схему урока они не укладываются;
    • Познакомиться с ними поближе (интересы детей, умение ладить с товарищами и взрослыми, психологические особенности детей)
    • Установить с ними тесный контакт: дети вам должны доверять, уважать и любить

 

ПРИЁМЫ ПОНИМАЮЩЕГО ОТНОШЕНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОПФР:
  • Не убеждать, а понимать;
    • Не контролировать, а стимулировать;
    • Не навязывать, а высказывать;
    • Не приказывать, а советовать;
    • Не подменять, а доверять;
    • Не уничтожать, а ровнять;
    • Не руководить, а участвовать;
    • Не навязывать, а выбирать;
    • Не окриком, а юмором;
    • Не обвинять, а защищать.

 

 Рекомендации родителям, воспитывающим ребенка-инвалида:
  1. Никогда не жалейте ребенка из-за того, что он не такой, как все.
    2. Дарите ребенку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в вас тоже нуждаются.
    3. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя “жертвой”, отказываясь от своей личной жизни.
    4. Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
    5. Предоставляйте ребенку максимально возможную самостоятельность в действиях и принятии решений.
    6. Следите за своей внешностью и поведением. Ребенок должен гордиться Вами.
    7. Не бойтесь отказать ребенку в чем-либо, если считаете его требования чрезмерными.
    8. Чаще разговаривайте с ребенком, интересуйтесь его жизнью. Помните, что ни телевизор, ни игрушки, ни компьютер не заменят ему Вас.
    9. Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками.
    10. Чаще прибегайте к советам специалистов. Взаимодействуйте со специалистами, осуществляющими коррекцию состояния здоровья ребенка.
    11. Приспосабливайтесь к физиологическим возможностям ребенка, оказывая тем самым ему посильную поддержку и помощь.
    12. Помните, что когда-нибудь ребенок повзрослеет, готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.

 

Стратегии конструктивного поведения учителя с учениками

 1.Введите учеников в курс дела: покажите им расписание занятий, расскажите о своих требованиях к ним.
2.Помните, что детям с ограниченными возможностями здоровья важен четкий распорядок дня. Не забывайте предупреждать учеников о всех изменениях заранее, особенно если это касается их расписания.
3.У детей с ОПФР очень часто могут возникать следующие организационные проблемы:
а) неряшливое отношение, как к своему внешнему виду, так и к школьным принадлежностям;
б) частая забывчивость каких-либо предметов дома.
Для решения этих проблем учитель должен обратиться за помощью к родителям ребенка.
4.Необходимо научить учеников правильно задавать вопросы. Обращаясь к вам за помощью, все ученики должны чувствовать себя абсолютно свободно.
5.Не давайте материал в полном объеме, разделите его на части. Приводите как можно больше примеров.
6.Используйте наглядные пособия: видео фильмы, презентации, компьютерную графику, диаграммы, таблицы, картинки. Пишите на доске, выделяя и подчеркивая все необходимое.
7.Не забывайте правило: ”Повторение – мать учения”. Постоянно возвращайтесь к пройденным темам.
8.Давайте ученику только то количество материала, которое он может усвоить, а не общепринятое.
9.Не забывайте, что многие не могут одновременно слушать и записывать. Конспектировать услышанное для некоторых детей может быть очень сложно.
10.Оценки ставьте снисходительно. Оценивайте выполненную работу за содержание, а не за внешний вид.
11.Разрешайте ученикам пользоваться на уроке различными словарями, учебниками, компьютерами и калькуляторами.
12.Никогда не критикуйте ребят с ограниченными способностями перед другими детьми. Помните, что, только поощрением они будут добиваться лучших результатов.
13.Заканчивайте урок со звонком, перемена существует для отдыха.
14.Хвалите учеников за их хорошее поведение.
15.Самое главное – не упустить случая похвалить ученика и повысить в нем чувство собственного достоинства.