КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ПОДДЕРЖКУ УЧЕНИКА С ОПФР:
Организовывать поддержку ученика с ОПФР следует:
- Опираясь на сильные стороны ученика.
- Избегая подчёркивания его промахов.
• Показывая, что вы удовлетворены работой ученика.
• Умело демонстрировать расположение и уважение к ученику.
• Умело помогать ученику разбить большие задания на более мелкие, с которыми он может справиться.
• Умело и конструктивно взаимодействовать с учеником
• Принимая индивидуальность ученика.
• Проявляя веру в ученика и эмпатию к нему.
• Демонстрируя оптимизм.
ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ С ОПФР:
- Создавайте в классе и в школе благоприятный психологический климат;
• Воздействуйте на ребёнка в соответствии с принципами лечебной педагогики;
• Не раздражайтесь, будьте терпеливы и настойчивы;
• Помните: максимум поощрения, минимум наказания;
• Требуя, учитывайте реальные возможности ребёнка;
• Каждому ребёнку – индивидуальный подход, индивидуально дозируй темпы и объём работы;
• Учитывайте «зону ближайшего развития», постепенно увеличивай и усложняй нагрузку;
• Учите ребёнка посильным приёмам регуляции поведения;
• Утверждайте позицию ребёнка в коллективе, веру в свои силы;
• Строго следуйте режиму дня, недели, предупреждайте переутомление;
• Соблюдайте все гигиенические требования к уроку, организации жизни детей в школе; - Начиная работу в классе, где обучаются дети с ОПФР, прежде всего, необходимо:
• Выделить этих учащихся для себя, т.к. в обычную схему урока они не укладываются;
• Познакомиться с ними поближе (интересы детей, умение ладить с товарищами и взрослыми, психологические особенности детей)
• Установить с ними тесный контакт: дети вам должны доверять, уважать и любить
ПРИЁМЫ ПОНИМАЮЩЕГО ОТНОШЕНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОПФР:
- Не убеждать, а понимать;
• Не контролировать, а стимулировать;
• Не навязывать, а высказывать;
• Не приказывать, а советовать;
• Не подменять, а доверять;
• Не уничтожать, а ровнять;
• Не руководить, а участвовать;
• Не навязывать, а выбирать;
• Не окриком, а юмором;
• Не обвинять, а защищать.
Рекомендации родителям, воспитывающим ребенка-инвалида:
- Никогда не жалейте ребенка из-за того, что он не такой, как все.
2. Дарите ребенку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в вас тоже нуждаются.
3. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя “жертвой”, отказываясь от своей личной жизни.
4. Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
5. Предоставляйте ребенку максимально возможную самостоятельность в действиях и принятии решений.
6. Следите за своей внешностью и поведением. Ребенок должен гордиться Вами.
7. Не бойтесь отказать ребенку в чем-либо, если считаете его требования чрезмерными.
8. Чаще разговаривайте с ребенком, интересуйтесь его жизнью. Помните, что ни телевизор, ни игрушки, ни компьютер не заменят ему Вас.
9. Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками.
10. Чаще прибегайте к советам специалистов. Взаимодействуйте со специалистами, осуществляющими коррекцию состояния здоровья ребенка.
11. Приспосабливайтесь к физиологическим возможностям ребенка, оказывая тем самым ему посильную поддержку и помощь.
12. Помните, что когда-нибудь ребенок повзрослеет, готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.
Стратегии конструктивного поведения учителя с учениками
1.Введите учеников в курс дела: покажите им расписание занятий, расскажите о своих требованиях к ним.
2.Помните, что детям с ограниченными возможностями здоровья важен четкий распорядок дня. Не забывайте предупреждать учеников о всех изменениях заранее, особенно если это касается их расписания.
3.У детей с ОПФР очень часто могут возникать следующие организационные проблемы:
а) неряшливое отношение, как к своему внешнему виду, так и к школьным принадлежностям;
б) частая забывчивость каких-либо предметов дома.
Для решения этих проблем учитель должен обратиться за помощью к родителям ребенка.
4.Необходимо научить учеников правильно задавать вопросы. Обращаясь к вам за помощью, все ученики должны чувствовать себя абсолютно свободно.
5.Не давайте материал в полном объеме, разделите его на части. Приводите как можно больше примеров.
6.Используйте наглядные пособия: видео фильмы, презентации, компьютерную графику, диаграммы, таблицы, картинки. Пишите на доске, выделяя и подчеркивая все необходимое.
7.Не забывайте правило: ”Повторение – мать учения”. Постоянно возвращайтесь к пройденным темам.
8.Давайте ученику только то количество материала, которое он может усвоить, а не общепринятое.
9.Не забывайте, что многие не могут одновременно слушать и записывать. Конспектировать услышанное для некоторых детей может быть очень сложно.
10.Оценки ставьте снисходительно. Оценивайте выполненную работу за содержание, а не за внешний вид.
11.Разрешайте ученикам пользоваться на уроке различными словарями, учебниками, компьютерами и калькуляторами.
12.Никогда не критикуйте ребят с ограниченными способностями перед другими детьми. Помните, что, только поощрением они будут добиваться лучших результатов.
13.Заканчивайте урок со звонком, перемена существует для отдыха.
14.Хвалите учеников за их хорошее поведение.
15.Самое главное – не упустить случая похвалить ученика и повысить в нем чувство собственного достоинства.