Инновационная деятельность

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

Внедрение модели развития готовности педагога к профессиональной самореализации в интегрированном образовательно-профессиональном пространстве

Сроки реализации: 2021 — 2024

  • Информационная карта проекта
  • Подробнее
    1. Название проекта: «Внедрение модели развития готовности педагога к профессиональной самореализации в интегрированном образовательно-профессиональном пространстве»
    2. Научное сопровождение проекта:

    Сергейко Светлана Антоновна, ректор ГУО «Гродненский областной институт развития образования», кандидат педагогических наук, доцент;

    1. Перечень учреждений образования, на базе которых планируется осуществление инновационной деятельности:
    2. Государственное учреждение образования «Средняя школа №9 г. Слонима»;
    3. Государственное учреждение образования «Гимназия г. Щучина»;
    4. Государственное учреждение образования «Гимназия № 7 г. Гродно»;
    5. Государственное учреждение образования «Средняя школа г.п. Мир им. А.И.Сташевской» Кореличского района;
    6. Государственное учреждение образования «Клайшанская базовая школа» Вороновского района;
    7. Государственное учреждение образования «Гимназия № 1 г. Слонима».
    8. Разработчики проекта:

    Криштопчик Денис Викторович, директор ГУО «Гимназия № 1 г. Слонима», e-mail: gymn1slonim@mail.grodno.by

    Тихончук Тамара Анатольевна, заместитель директора по учебной работе ГУО «Гимназия № 1 г. Слонима»

     

    1. Адрес, телефон учреждения образования, разрабатывающего проект: государственное учреждение образования «Гимназия № 1 г. Слонима», 231800, ул. Синичкина, д.36, г. Слоним, Гродненская область, тел./факс: 80156263236, e-mail: gymn1slonim@mail.grodno.by
    2. Временные рамки реализации проекта: 2021 – 2024
  • Актуальность проекта
Подробнее
Обоснование целесообраности (актуальности) темы инновации.

Целесообразность и актуальность инновационного проекта обусловлена гуманистической направленностью модернизации образования, предполагающей создание условий для раскрытия и реализации потенциальных возможностей обучающихся. Это нашло выражение в идее непрерывного образования, которое позволит максимально эффективно использовать человеческий потенциал и создать условия для самореализации граждан в течение всей жизни. В процессе образования человек овладевает не только опытом применения знаний, способами решения познавательных и практических задач, творческим опытом, но и опытом выполнения специфических личностных функций (избирательности, рефлексии, смыслоопределения, самореализации, социальной ответственности и др.), что выступает как метадеятельность, как своеобразный внутренний план любой другой деятельности человека [12].

Обеспечить самореализацию личности обучающегося может лишь профессионал, который сам способен реализовать свой потенциал. Именно поэтому в современных условиях особенно остро ощущается необходимость формировать готовность педагогов к самореализации в профессиональной деятельности, а создание условий для этого является одним из стратегических направлений государственной политики в сфере образования.

Формируя потенциал белорусского общества и одновременно выступая агентом устойчивого социокультурного развития общества, педагог сможет достичь целевых ориентиров развития личности, оказать ей помощь в познании себя, жизнетворчестве, самоопределении и самореализации, если сам реализован в профессии. Значимость личности педагога как референтного взрослого требует сформированности у него когнитивной, эмоциональной, аксиологической и деятельностной составляющих готовности к профессиональной самореализации. Поэтому формирование готовности к профессиональной самореализации педагогических работников находится в эпицентре образовательного процесса на всех его уровнях.

После окончания педагогического вуза проблема готовности педагога к профессиональной самореализации переходит в разряд самостоятельного профессионального образования, реализуется в работе педагога через использование в образовательном процессе разнообразных знаний, умений, компетенций, что не всегда подкреплено системой выраженных личностных структур сознания (ценностей, смыслов, отношений, способностей к выбору, рефлексии, саморегуляции и др.), субъектных свойств (автономности, самостоятельности, ответственности и др.), индивидуальных характеристик и компетенций, посредством которых педагог реализует себя как личность и профессионал.

Вместе с тем, условия нового общества и экономики, рассматривающих дополнительное образование взрослых в качестве ведущего, по отношению к которому первоначально полученное образование является основным условием и предпосылкой, требуют от системы дополнительного образования взрослых обеспечить компетентность и полноту личности современного педагога, выступить базисным условием его профессиональной самореализации. Поэтому непрерывное и системное развитие готовности педагога к профессиональной самореализации должно стать одной из ключевых задач повышения квалификации и профессионального саморазвития. В предлагаемом нами проекте данная ситуация будет усилена созданием в регионе интегрированного единого образовательно-профессионального пространства на основе объединения ресурсов педагога, системы дополнительного образования взрослых (ИРО), районных учебно-методических кабинетов (РУМК) и учреждения образования, в котором работает педагог, при одновременной адаптации содержания образования требованиям социального заказа к дополнительному образованию педагога и его индивидуальным особенностям. В этом будет заключаться научная новизна инновационной деятельности. Практическая значимость будет обеспечена посредством внедрения в широкую образовательную практику и систему повышения квалификации апробированного научно-методического и организационно-методического обеспечения авторской модели развития готовности педагогов к профессиональной самореализации в интегрированном образовательно-профессиональном пространстве.

Выбор и актуальность темы инновационного проекта обусловлены наличием противоречий между:

востребованностью обществом и государством компетентных педагогов как агентов устойчивого социокультурного развития и неготовностью педагогов к самореализации в профессиональной деятельности;

актуальностью профессиональной самореализации педагогов, как фактора обеспечения саморазвития обучающихся, и недостаточным использованием развивающего потенциала дополнительного образования взрослых в аспекте повышения уровня профессиональной самореализации педагогов;

накопленным отечественным и зарубежным опытом организации дополнительного образования взрослых и отсутствием целостной непротиворечивой теории профессиональной самореализации педагогов в условиях полипарадигмальности дополнительного образования;

становлением в Республике Беларусь системы непрерывной педагогической подготовки педагогов с целью их профессиональной самореализации и недостаточной разработанностью механизмов этапа их дополнительного образования.

Преодоление названных противоречий, актуальность рассматриваемой проблемы профессиональной самореализации педагога и недостаточная теоретико-практическая разработанность данной проблемы определили выбор темы проекта: «Внедрение модели развития готовности педагога к профессиональной самореализации в интегрированном образовательно-профессиональном пространстве».

  • Условия развития готовности к профессиональной самореализации педагога
Подробнее
организационно-педагогические, а именно:

  • осуществление процесса развития готовности к (профессиональной) самореализации педагога во взаимосвязи с другими содержательными компонентами дополнительного образования: курсовой и межкурсовой периоды) взрослых педагогических работников;
  • создание интегрированного образовательно-профессионального пространства региона, основанного на сетевом взаимодействии учреждения образования, где работает педагог, РУМК и системы дополнительного образования взрослых (ИРО);
  • реализация разработанных образовательных программ повышения квалификации и других образовательных мероприятий по развитию готовности педагогов к (профессиональной) самореализации и непрерывное образование педагогов на протяжении трудовой карьеры;
  • соответствие содержания образовательных программ повышения квалификации и других образовательных мероприятий системы дополнительного образования взрослых потребностям педагогов;
  • психологическая и методическая готовность педагогических работников системы дополнительного образования взрослых к работе с педагогами на принципах культуросообразности, субъектности, осознанной перспективы, гибкости и динамичности, рефлексии, продуктивности, диалога, самообразования;
  • наличие учебно-методического обеспечения, в том числе в формате ЭОР, средств обучения, андрогогическая компетентность педагогических работников системы дополнительного образования взрослых, признание целей и задач дополнительного образования педагогов, направленных на их (профессиональную) самореализацию;
  • включение педагогов в деятельность (научные, научно-методические, учебно-методические и другие мероприятия в онлайн- и офлайн режимах), органично связанную с потребностями (профессиональной) самореализации и с личностными мотивами и смыслами самого педагога;
  • организация психолого-педагогической поддержки (профессиональной) самореализации педагога;

психолого-педагогические:

  • непрерывное и системное развитие у педагогов готовности к (профессиональной) самореализации;
  • целенаправленное развитие субъектной позиции педагогов;
  • формирование у педагогов устойчивых ценностных ориентаций и мотивов (профессиональной) самореализации;
  • овладение педагогами приемами рефлексивного анализа собственной профессиональной деятельности;

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

«Внедрение модели формирования функциональной грамотности как основы социализации и профессионального самоопределения учащихся посредством индивидуализации образовательного процесса»

Сроки реализации: 2023–2026

  • Актуальность проекта
Подробнее
Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном мире. Необходим человек «действующий». К современному работнику предъявляются требования, которые определяются как развитые производственные функции: готовность и способность поддерживать существующие технологии, использовать продукты технологической деятельности, заимствовать и разрабатывать новые технологии и продукты. Обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые и компетентные личности, способные самостоятельно принимать ответственные решения, прогнозируя их возможные последствия, умеющие выбирать способы сотрудничества. Они должны отличаться мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладать развитым чувством ответственности за свою судьбу и судьбу страны.К сформированным умениям относятся: умение проектировать, принимать решения, выполнять творческую работу, быстро овладевать информацией, адаптироваться к меняющимся условиям деятельности[53].

Перед образованием сегодня стоит задача – подготовить современного обучающегося к жизни и деятельности в быстро меняющемся информационном пространстве. Требования к освоению умений предметного содержания по-прежнему остаются в фокусе, однако чисто академических знаний уже недостаточно. Сегодня делается  акцент на умения применять эти знания. Основными тенденциями развития образования в последнее время являются соединение науки и практики, технологизация и компьютеризация образования.

Существующие противоречия между требованиями, предъявляемыми обществом к специалисту с высоким уровнем функциональной грамотности и её недостаточным уровнем у современного выпускника подчеркивает актуальность данного проекта.

В современных образовательных стандартах общего среднего образования[54]предъявляются требования к результатам освоения обучающимися содержания образовательной программы, которые подразделяются на личностные, метапредметные и предметные. Ориентация на достижение учащимися личностных и метапредметных образовательных результатов – социальный заказ, который свидетельствует об отходе от избыточного академизма образования в сторону прагматизма и функциональности, подготовки конкурентноспособного, активного, преуспевающего человека, способного реализовать себя в постоянно изменяющейся социальной реальности[25].В связи с этим акцент в образовании переносится на формирование функциональной грамотности обучающихся, то есть особую значимость приобретают вопросы достижения обучающимися предметных, метапредметных и личностных результатов.

Профессиональное самоопределение является одной из основных  характеристик социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации. На наш взгляд, подготовку учащихся к профессиональной деятельности важно направить, прежде всего, на формирование функциональной грамотности. А.А. Леонтьев отмечает что, функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений[41]. По мнению А.М. Новикова, функциональная грамотность является необходимой составляющей профессионального образования и напрямую связана с понятием компетентности, пришедшим на смену профессионализму[52].

Следует отметить, что в учреждениях образования Республики Беларусь наблюдается недостаточная сформированность читательской, информационной, коммуникативной и других видов функциональной грамотности учащихся[114].

В начальной школе закладываются основы функциональной грамотности. На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключение, систематизация, сериация, отрицание, ограничение и др. Идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию; формирование приемов математической деятельности.

Диагностика сформированности функциональной грамотности, которая проведена на учебном материале русского языка, показала, что 63% учащихся 3-4 классов выполняют задания репродуктивного уровня, включающие действия по образцу, ориентацию на внешние характеристики, 24% на рефлексивном уровне, включающие действие с пониманием, ориентация на существенные отношения как основу способа действия. И лишь 13% учащихся выполнили задания функционального уровня, что свидетельствует о недостаточно сформированных метапредметных компетенций учащихся начальных классов.

Овладение набором ключевых компетенций позволит учащимся быть инициативными, творчески мыслить, принимать нестандартные решения, выбрать свой профессиональный путь и обучаться на протяжении всей жизни. Наличие данных качеств и является основой формирования функциональной грамотности.

В образовательной практике внедрялись различные формы и методы повышения качества обучения: профильная дифференциация, факультативные занятия предметной и профильной направленности, комплектация классов с углубленным изучением отдельных предметов и др. Однако это не всегда обеспечивало готовность учащихся  применять знания на практике, не становилось залогом успешного самоопределения, самореализации. Поэтому поиск  эффективных путей продолжается, в том числе на основе включения учащихся в проектную, творческую и другие виды деятельности.

Актуальность данного проекта заключается еще и в том, что с 2023/2024 учебного года планируется проведение Национального исследования качества образования (НИКО) с периодичностью раз в два года. Предмет изучения – результаты оценки функциональной грамотности учащихся. Исследование предусматривает проведение в компьютерном формате анкетирования, выполнение участниками комплексной работы. Участникам предоставляется право выбора языка (русский, белорусский). В исследовании будут принимать участие учащиеся, получившие общее базовое образование и продолжающие образование на III ступени общего среднего образования, а также на уровнях профессионально-технического и среднего специального образования.

Внедрение модели формирования функциональной грамотности учащихся как основы социализации и профессионального самоопределения посредством индивидуализации образовательного процесса будет способствовать решению данной проблемы, так как соответствует ведущим инновационным направлениям развития системы образования Республики Беларусь. Индивидуализация образовательного процесса предполагает практикоориентированную, исследовательскую и проектную деятельность, основанную на проявлении самостоятельности, активности, творчестве при реализации индивидуальных программ личностного роста учащихся, которые разрабатываются в соответствии с их образовательными потребностями и потенциальными возможностями. Способы организации образовательного процесса заменяются творческими, развивающими, активизирующими личность способами, а позиции педагога и обучающегося преобразуются в личностно-равноправные, в позиции сотрудничества. В проекте концентрируется внимание на консолидированное представление о том, что основной задачей педагога является помощь учащимся в приобретении компетенций, необходимых для успешной социализации и ответственного принятия осознанных решений, с которыми связана жизнь человека, в том числе при осуществлении профессионального выбора.

Методологической основой разработки и реализации модели формирования функциональной грамотности обучающихся посредством индивидуализации образовательного процесса являются компетентностный, системно-деятельностный, проектно-конструктивный, коммуникативно-деятельностный, личностно-ориентированный, культурологический, аналитико-рефлексивный подходы. Основной принцип реализации – индивидуализация образовательного процесса.

Реализация инновационного проекта позволит:

совершенствовать содержательно-методические основы обеспечения качества образования;

получить конкретные механизмы формирования функциональной грамотности учащихся;

сформировать инновационные механизмы формирования и развития функциональной грамотности педагогов в области социализации и профессионального самоопределения учащихся;

обогатить практику моделирования системы формирования функциональной грамотности обучающегося на основе компетентностного подхода и индивидуализации образовательного процесса;

создать образовательную среду, реализующую оптимальные условия формирования таких образовательных результатов, которые позволят современному выпускнику школы стать успешным в жизни, в профессиональной деятельности.

  • Ожидаемые результаты
    Подробнее
    1. Сформирован и функционирует информационно-аналитический центр.
    2. Разработаны и реализованыобразовательные маршруты и индивидуальные программы формирования функциональной грамотности учащихся в соответствии с их образовательными потребностями и потенциальными возможностями.
    3. Обеспеченонаучно-методическое, психолого-педагогическое и тьюторскоесопровождениереализации индивидуальных программ формирования функциональной грамотности учащихся как основы социализации и профессионального самоопределения учащихся.
    4. Создан банк заданий, включающих различные ситуации из реальной жизни, для формирования функциональной грамотности учащихся как основы социализации и профессионального самоопределения учащихся.
    5. Обеспечено повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области формирования функциональной грамотности учащихся как основы социализации и профессионального самоопределенияпосредством организации постоянно действующего семинара, самообразования и других форм непрерывного профессионального образования.
    6. Обобщен и распространен эффективный инновационный опыт работы в области формирования функциональной грамотности учащихся как основы социализации и профессионального самоопределения в массовую педагогическую практику

    В результате внедрения модели формирования функциональной грамотности учащихся ожидается повышение уровня сформированности социализации и профессионального самоопределения учащихся посредством индивидуализации образовательного процесса.

  • Мероприятия 

Функциональная грамотность – требование современности

«Формирование исследовательских умений младших школьников через игру»

Международный фестиваль профессионального мастерства педагогов «Познание в сотворчестве»

Формирование функциональной грамотности учащихся: держим руку на пульсе времени