Инновационная деятельность

Внедрение модели формирования социально-гражданских компетенций учащихся посредством разработки и реализации туристско-краеведческих медиапутешествий.

Информационная карта

Тема проекта: Внедрение модели формирования социально-гражданских компетенций обучающихся на основе создания и реализации туристско-краеведческих медиапутешествий

Разработчик проекта:
Тихончук Тамара Анатольевна, заместитель директора по учебной работе ГУО «Гимназия № 1 г.Слонима»

Консультанты проекта:
Тюко Виктория Викторовна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии учреждения образования «Могилевский государственный областной институт развития образования»
Телефон: +375295443709
E-mail: vtsuko@mail.ru

Кошелев Владимир Сергеевич, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории нового и новейшего времени Белорусского государственного университета
Телефон: +375296760492
E-mail: bsu3@yandex.ru

Сроки реализации инновационного проекта: 2019– 2022 г.г.

Актуальность

Актуальность инновационного проекта обусловлена рядом противоречий:

  • между важностью и необходимостью работы учреждения образования по формированию социально-гражданских компетенций обучающихся и недостаточной координацией усилий всех участников образовательного процесса по решению этой задачи;
  • необходимостью формирования социально-гражданских компетенций обучающихся и недостаточностью медиаресурсов ;
  • наличием электронных ресурсов краеведческого характера в сети Интернет и отсутствием необходимого педагогического сопровождения со стороны учреждения образования и семьи, обеспечивающего безопасное и рациональное медиапотребление;
  • наличием организационно-правовых основ развития туризма и краеведения в Республике Беларусь и отсутствием обновления форм и средств внедрения данных направлений в образовательный процесс учреждений образования.

Применение в образовательном процессе туристско-краеведческих медиапутешествий будет способствовать решению вышеназванных проблем, формированию активной гражданской позиции молодого поколения, массовому вовлечению обучающихся в поисково-исследовательскую деятельность, направленную на получение и систематизацию знаний о историко-культурных и природных достопримечательностях Беларуси, созданию имиджа региона (района, города, деревни или конкретного исторического объекта) как привлекательного туристско-краеведческого объекта, развитию экскурсионного туризма. А также созданные в рамках реализации проекта медиапутешествия будут способствовать поддержке людей с ограниченными физическими или финансовыми возможностями в реализации их познавательных потребностей и позволят совершать виртуальные путешествия по родному краю в любое удобном время в индивидуальном режиме.

Основная идея
  • Проблема гражданско-патриотического воспитания не является новой ни в науке, ни в педагогической практике.  Но вместе с тем она не теряет своей актуальности. В Республике Беларусь создана и активно действует система гражданско-патриотического воспитания обучающихся. Традиционные формы, методы и средства гражданско-патриотического воспитания сегодня успешно соседствуют с инновациями в данном направлении, важное место среди которых отводится медиаресурсам.Основная идея предлагаемого инновационного проекта состоит в формировании социально-гражданских компетенций обучающихся через их включение в активную, социально значимую туристско-краеведческую деятельность в процессе разработки и реализации медиапутешествий по родному краю.Вовлечение самих обучающихся в социально значимую деятельность по подготовке туристско-краеведческих медиапутешествий позволит решить задачи:- педагогическую – обеспечить эффективные условия формирования социально-гражданских компетенций обучающихся, исследовательских, коммуникативных и др. умений и навыков;- психологическую – повысить культуру общения, в том числе в сети Интернет;- практическую – подготовить электронные продукты (туристско-краеведческие путешествия) для размещения на Интернет-сайтах (для расширения границ изучения родного края) и/или участия в международных проектах 360 VR Cultural Exchange (Культурный обмен в режиме виртуальной реальности), Folk and Culture Project (проект изучения региональной культуры), Get to Know Others (Узнавая других), Heritage around the World/Patrimoine Mondial (всемирное наследие), My City and Me (мой город и я) и др., направленных на познание мира через углубление знаний о собственной стране.Новизна инновационного проекта заключается в новом подходе в работе с обучающимися, позволяющем решить проблему формирования социально-гражданских компетенций. Учащиеся, включаясь в социально значимую практическую деятельность по изучению родного края, смогут освоить методику проектирования медиапутешествия; будут эффективно использовать информационно-коммуникационные технологии и социальные сервисы сети Интернет для организации интерактивного взаимодействия с социумом; овладеют методикой организации межличностных взаимодействий, соблюдения правовых и этических норм использования информационно-коммуникационных технологий, применения ресурсов, обеспечивающих самоорганизацию своей деятельности.Педагоги смогут переосмыслить систему работы формирования социально-гражданских компетенций обучающихся, изменить подходы к содержанию образовательного процесса, не отказываясь от прежних традиций и достижений в этом направлении.
Ожидаемые результаты

Прогнозируемые результаты педагогической эффективности:

  • сформированность у обучающихся социально-гражданских компетенций:

понимание прав и обязанностей гражданина в демократическом обществе;

способность и готовность принимать решения, сознательно участвовать в совместной деятельности в рамках учебного заведения и микросоциума;

знание и понимание ценностей демократического общества и патриотизма;

способность и готовность к личному (нравственному) выбору и его оценке;

способность и готовность положительно воспринимать культуру и историю Беларуси, уважать традиции как национально-культурного большинства, так и национальных меньшинств;

толерантное отношение к национальным, конфессиональным, расовым и языковым различиям;

способность и готовность эффективно слушать и общаться, вести диалог и конструктивно разрешать конфликты;

владеть основами современных активных и интерактивных методик сбора, обобщения и интерпретации основных видов социальной информации;

  • совершенствование системы туристско-краеведческой работы учреждения образования;
  • создание информационного ресурса, на котором собраны все медиапродукты, собранные в рамках реализации проекта и рекомендаций по его применению.

Прогнозируемые результаты психологической  эффективности:

  • положительная динамика развития психических качеств и эмоционально-волевой сферы обучающихся;
  • готовность к условиям жизни в современном информационном обществе.

Прогнозируемые результаты социально-практической эффективности:

  • сформированность активной гражданской позиции обучающихся;
  • содействие развитию экскурсионного туризма района посредством обеспечения открытого доступа к разработанным медиаресурсам (через Интернет-сайты, создание банка медиапутушествий).
Smart-путешествия по родному краю

Внедрение модели формирования социально-гражданских компетенций учащихся посредством разработки и реализации туристско-краеведческих медиапутешествий.

 


Внедрение модели программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования

Актуальность и основная идея

Краткая аннотация проекта

Мероприятия
Арт-терапия «Краски жизни»

25 сентября в рамках инновационного проекта «Внедрение модели программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования» для учащихся 5-ых классов педагогом-психологом проведено занятие с элементами арт-терапии «Краски жизни». Цель занятия: знакомство детей с видами эмоций человека, а также формирование у учащихся оптимистичного настроя, позитивных взглядов на жизнь.


Беседа-игра «Как понять, что тобой манипулируют»

23 октября в рамках инновационного проекта «Внедрение модели программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования» для учащихся 7-х классов педагогом-психологом была проведена психологическая беседа-игра «Как понять, что тобой манипулируют». Учащиеся с большим интересом слушали информацию о способах манипуляции и выполняли упражнения.
А также воодушевленно и весело играли в психологическую ролевую игру «Как сказать НЕТ?». Командам предлагалось разыграть предложенную ситуацию и продемонстрировать убедительные варианты отказа.

Час психолога «В мире дружбы и доброты»

20.11.2021 года в рамках инновационного проекта «Внедрение модели программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования» для учащихся 7-ых классов педагогом-психологом Сухобок Е.Н. был проведен час психолога «В мире дружбы и доброты» по формированию умения ценить дружбу, дорожить друзьями и хорошими отношениями со своими одноклассниками; формированию у учащихся толерантного отношения друг к другу. Ребята работали в командах и заряжались положительными эмоциями в дружественной атмосфере мероприятия.

Круглый стол «Человек должен быть человечным»

4 декабря в рамках проекта «Внедрение модели программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования» для учащихся 5-х классов был организован круглый стол под названием «Человек должен быть человечным», приуроченный к Международному дню инвалидов и Международному дню волонтёров. Человечность — это сострадание, выраженное в бескорыстных действиях по отношению к окружающим людям. На занятии ребята рассуждали о том, насколько важно в современном мире обладать такими качествами, как сострадание, сопереживание, уважение, а также вовремя прийти на помощь к тому, кто в этом нуждается. Учащиеся делились впечатлениями об участии в гимназических благотворительных акциях, узнали много нового и полезного о волонтёрах.